В рамках
Платоновфеста «Гардению» показывают дважды: и сегодняшний показ спектакля станет для труппы юбилейным, пятидесятым. Постановка и первые показы прошли в августе 2020, в эпоху короновируса. Ереванский русский театр Станиславского был чуть ли не единственным во всем мире театром, выпустившим премьеру в это непростое для всех время. Соблюдение ограничений было организовано очень изящно: постановка была показана не в самом театре, а в оранжерее под открытым небом. За этот ход труппа благодарит художника спектакля Нелли Барсегян.
В тот первый месяц спектакль был показан 20 раз: по 4 дня в неделю. С 2020 года спектакль продолжает «жить» и постоянно меняться. Сперва он переехал на большую сцену театра, затем посетил множество городов в ближайших странах. Багаж фестивалей и театральных премий у спектакля внушительный. Особенности площадок продолжают вносить свои коррективы в показы, но это не мешает актрисам, а только помогает: постоянное изменение держит в тонусе, делает актерскую работу интереснее. Также изменения в мизансцены продолжает вносить режиссер спектакля, Гор Маркарян, востребованный и известный в Армении режиссер. О работе с ним дамы отзываются с большим теплом и уважением, отмечая его талант и свободу выражения.
На вопрос, насколько близок им характер персонажа, все участницы спектакля отвечают однозначно — не близок. Армения - счастливая страна, и семьи с такой трагедией и с женским алкоголизмом — большая редкость. Но «не близок» не означает «непонятен»: беда в семье — это тема общечеловеческая. Выделим несколько моментов о работе актрис над ролью:
Елена Варданян (прабабушка): «Спектакль — про чувства, про эмоции, про ощущения, жизненные трагедии. Как одна сломанная судьба может повлиять на целые поколения вперёд, и станет ли это замкнутым циклом? Есть надежда или всё продолжится?»
Татевик Мелконян (бабушка): «Я думала, как показать трогательные моменты, детские комплексы, второй план. Да, она жёсткая, но это только первый план».
Айарпи Зурначян (мама): «Для меня самое главное — они постоянно обвиняют друг друга, но друг без друга все равно не могут. Любят друг друга и все решают вместе».
Рипсиме нагапетян (дочь): «Я четвертая женщина, у меня самая маленькая роль, и после таких актрис выйти на сцену и быть интересной - это сложно. Моя цель — закончить историю, простить и не осуждать».
Все зрители, журналисты и артистки отмечают «терапевтичность» спектакля : «Спектакль помогает, встречая других людей - понять их, помочь, не осуждать. Когда так глубоко заходишь в то, что тебе несвойственно - приходит понимание других людей. Неосуждение очень важно в этой жизни».