Платоновский фестиваль искусств

Гардения: на грани между гротеском и реализмом

10 и 11 июня в рамках Платоновского фестиваля искусств прошли показы спектакля «Гардения» (Ереванский государственный русский драматический театр им. К.С. Станиславского, Армения).

Постановка и музыкальное оформление — Гор Маркарян. Традиционно для Платоновского — большой зал Воронежского театра драмы был целиком заполнен зрителями.

Гардения — это размышления на тему отцов и детей, а точнее — матерей и дочерей. Все мы родом из страшного детства, но что зависит от семьи, а что — от нас самих? Мы те, кем делает нас жизнь/судьба или же мы те, кто делает свою судьбу? Чем мы компенсируем свой детский «багаж» установок и комплексов, куда убегаем от проблем и что ставим в приоритет? Об этих и других вопросах можно порассуждать во время просмотра постановки.

Спектакль до серьезного смешной и до смешного серьезный. Свои истории поочередно рассказывают представительницы четырех поколений. Четыре жизни, четыре взгляда на происходящее, четыре разных контекста. Живые и яркие образы героинь балансируют на грани между гротеском и абсолютным реализмом и наверняка надолго запомнятся публике. Каждая женская история местами до банального проста, но одновременно с этим — наполнена, насыщена, прожита артистками.
В противовес яркой актерской игре декорации довольно аскетичны, но иного и не требуется. Все мизансцены выглядят продуманно и гармонично, а немногочисленные детали реквизита приходятся удивительно к месту.

Отдельно стоит отметить особый эмоциональный баланс, выдержанный в постановке. Ровно в тот момент, когда действие становятся слишком тяжёлым, нагружающим зрителя, происходит разрядка в виде юмора. Тонкое режиссерское чувствование этой грани отметили многие зрители.
В самом начале постановки мне вспомнилась фраза Платонова: «Человек (...) знает кусок действительности, обрубленный так, чтобы было покойно жить". Каждый обрубает эту действительность по-своему, отбрасывая то, что ему не близко, и дополняя тем, что находит важным. Для одних это работа, для других - любовь, для третьих - прощение и уважение. Это мы видим и в спектакле, и в повседневной жизни. Зачастую фильтр восприятия разделяет нас и делает одинокими даже в кругу близких. А иногда - наоборот, объединяет нас. Как цветы гардении в букете невесты, которые должны, вопреки всякому опыту, нести женское счастье. 

Автор: Катерина Селиванова
Фото: Дмитрий Никулин


11 июня / 2023


Похожие новости

Летняя программа Платоновфеста 2023

Фестиваль разделят на две части.

    Читать

    Платоновский фестиваль искусств

    Дикое танго: разрушение стереотипов

      Читать

      Платоновский фестиваль искусств

      «Венчание с ветром»: белорусский фольклор

        Читать
        Конструктор сайтов Craftum