Спектакль «Платоновского фестиваля искусств»

Балет «Анна Каренина» театра Эйфмана: вихрь эмоций

8 апреля в театре оперы и балета прошёл спектакль «Анна Каренина» по одноимённому роману Льва Толстого. Балет Санкт-Петербургского театра балета под руководством Бориса Эйфмана приехал в Воронеж в рамках Платоновского фестиваля.


«Роман "Анна Каренина" всегда интересовал меня. Когда читаешь Толстого, чувствуешь невероятное понимание автором психологического мира его героев, удивительную чуткость и точность отражения жизни России. В романе есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление её личности. Даже в сегодняшней литературе мы не найдем подобных страстей, метаморфоз, фантасмагорий. Все это стало сутью моих хореографических размышлений», – говорит хореограф Борис Эйфман. Удивительную чуткость в передаче эмоций проявил и сам Борис Эйфман. Напряжение между героями (и в зрительном зале) растёт по ходу спектакля. Зрителю не особенно надо знать даже краткое содержание романа или читать либретто – всё и так понятно: эмоции летают по сцене как молнии. Анна Елизавета Хохлова) и Каренин (Дмитрий Фишер), Анна и Вронский (Игорь Субботин), и, наконец, Анна, Вронский и Каренин. Удивительно, но Каренин вовсе не кажется жалким, оставленным любимой женой: нет, в балете Эйфмана это вполне полноценный герой, за которого хочется вступиться и как будто направить Анну: ты, кажется, забыла, за кого выходила замуж.


Кто выйдет из любовного треугольника победителем? Как мы помним, никто.

Много в балете и символизма. Первая сцена – мальчик Алёша играет с железной дорогой. Последняя сцена перед антрактом – Анна стоит внутри этой самой детской железной дороги, как бы подразумевая: ничего не закончится, эти страдания – бесконечный круг ада, предвестник будущей гибели.


Напряжение становится уже совершенно невыносимым, и кажется, таким и должен быть любой спектакль – передавать, что чувствует герой. На самом пике зрительских эмоций Анна падает (буквально рухнет) в черную толпу привокзальных мужчин – и её вывозят к зрителям на тележке. Это финал, и как же громко бьют часы, уже не предвещая, а совершенно точно указывая: конец. И – шквал аплодисментов.

Спектакль, поставленный в 2005 году, до сих пор успешно гастролирует и пользуется популярностью в театре Бориса Эйфмана. И думаю, будет в репертуаре ещё долгие-долгие годы.

17 АПРЕЛЯ / 2023
Автор: Александра Ганина
Фотография: Дмитрий Никулин
Создано на Craftum